Ленд-лиз / Аэродромы / Перегон / Самолеты / Воспоминания / АЛСИБ
Маршрут перегона самолетов был разработан комиссией авиаспециалистов во главе с начальником «Аэрофлота» известным полярным летчиком В.С. Молоковым. Расположение точек аэродромов выбиралось из-за климатических условий и удобства расположения (сооружения строились на пересечениях трассы с реками Анадырь, Колыма, Лена и Енисей). Из-за ограничения топливных баков перегоняемых истребителей расстояние между основными аэродромами составляло около 1000 км.
Уже в октябре 1941 года под будущие аэродромы в Красноярске, Киренске (Иркутская область) и Якутске были выделены участки земли и началось сооружение посадочных полос. В Киренске, например, на строительстве ежедневно работали до 700 человек, и уже к концу ноября взлетно-посадочная полоса была готова. А к январю 1942 года были сданы и здания обеспечения, гараж, радиостанция. Аналогичные работы за период зимы 41-42 годов были проведены в Якутске. Восточнее Якутска строительство аэродромных сооружений было возложено на так называемый «Дальстрой», фактически же на заключенных. Работая по 16-18 часов в любую погоду, эти люди выполнили практически невозможное. За период короткого полярного лета 1942 года были построены три полностью оснащенных аэродрома в Оймяконе, в Сеймчане на Колыме и в Уэлькале на Чукотке. Наиболее тяжелые условия строительства сложились на Чукотке. Здесь всё необходимо было начинать с нуля: одновременно строить основную и резервную взлетную полосу, возводить служебные здания, разгружать прибывающие пароходы. Особенностью аэродрома было то, что возводился он в условиях вечной мерзлоты. Основанием полосы здесь служили деревянные плиты, засыпанные грунтовой смесью. Первый транспорт с материалами для строительства «Волховстрой» прибыл в Уэлькаль 13 августа, а уже 25 сентября 1942 года аэродром был принят во временную эксплуатацию.
Общая протяженность трассы составила 6306 километров: Фербэнкс (Аляска), Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутия (полюс холода на Оймяконе), Киренск (Иркутская область) и Красноярск.