Внук: «Люди убивают зверей для того, чтобы съесть мясо, а из шкуры сделать себе одежду, но зачем люди убивают других людей?»
Дед: «Ты задаешь слишком детский вопрос, если взрослый не может на него ответить».
(диалог из фильма «Перегон»)
1943 год. Крохотная точка на карте за тысячи и тысячи километров от линии фронта. Самая окраина СССР, Крайний Север, Чукотка. Маленький транзитный аэродром – один из пунктов грандиозной воздушной трассы, протянувшейся через полмира – с авиазаводов в глубинке США до полевых аэродромов воюющей Красной Армии. Через эту точку на карте волнами проходят самолеты американской постройки – истребители, бомбардировщики, транспортники. И именно здесь, на Чукотке, на первом транзитном аэродроме на советской земле, белые звезды на самолетах закрашивают красной краской, а в кабины вместо американских пилотов усаживаются русские лётчики – молодые парни, совсем еще мальчишки, – и самолеты с рёвом улетают дальше – на запад, на войну…
…»Основан на реальных событиях», – так можно было бы сказать об этом фильме. В основу сценария был положен малоизвестный до сих пор исторический факт: американские поставки советским войскам боевой техники по договору о ленд-лизе. В годы Второй Мировой войны часть военных грузов попадала в СССР морем – легендарными конвоями до Мурманска, часть – по суше через Иран. А вот самолеты в большинстве своём добирались в Советский Союз из Соединенных Штатов своим ходом, по воздуху – по засекреченной трассе АЛСИБ (Аляска-Сибирь). Именно об этих перегонах писал в своих мемуарах наш знаменитый ас Александр Покрышкин, почти всю войну провоевавший на американском истребителе «Аэрокобра». Многие герои фильма носят имена и фамилии реальных пилотов, сражавшихся в воздушных боях Великой Отечественной. Но всё же «Перегон» – это не реальная история и не документальный пересказ судеб героев войны, переработанный сценаристом. Прежде всего – это оригинальный художественный фильм, новый исторический кинороман от замечательного российского режиссера Александра Рогожкина.
Фильмы Рогожкина всегда ждут. Подтверждением тому – всероссийский успех «Особенностей национальной охоты», первой комедии в новом русском кино, и поистине международный триумф «Кукушки» – эту картину многие кинокритики называют одним из лучших российских фильмов за последнее десятилетие.
Новый фильм от Рогожкина пришлось ждать три года. И снова режиссер удивляет нас. В очередной раз обратившись к исторической теме, он открывает незнакомую страницу в, казалось бы, уже полностью прочитанной нами книге о Великой Отечественной войне.
«Перегон» – это многонациональная история русских и американских пилотов, работников транзитного чукотского аэродрома и обитающих поблизости чукчей и эскимосов. Под прицелом кинокамеры – жизнь аэродрома: любовь и флирт, дружба и ненависть, одна нелепая смерть и одно убийство с детективным расследованием. Собственно войны здесь нет. Она за границей экрана… Размеренный ход жизни аэродрома нарушается, когда становится ясно, что пригнавшие очередную партию «Аэрокобр» американские летчики на самом деле – привлекательные и обаятельные девушки. Чувства недавних мальчишек, пошедших на войну сразу после школьной парты, сталкиваются с языковыми и культурными барьерами. Из-за этого возникает множество курьёзных, нелепых, а иногда и трагических ситуаций. После лаконичной «Кукушки» с тремя главными героями Александр Рогожкин снял поистине густонаселенную картину, где сорок героев и у каждого – своя история. В этом фильме второстепенных персонажей нет – все герои главные.
«Перегон» – это детектив, драма и, как это всегда бывает у Рогожкина, еще и немножко комедия.